Тамада — руководитель и украшение застолья

Грузинское застолье — это богатейшие традиции, нарушать которые никому не позволено. Их щедрость и самобытность, доброжелательность, обилие угощений, красивое пение и многочисленные тосты известны, пожалуй, во всем мире. Одна из традиций — уникальный ритуал ведения пиршества, главная роль в котором отводится тамаде — человеку уважаемому, достойному, не только владеющему искусством ведения застолья, но и знающему все его правила. Одним словом, тамада — это распорядитель и украшение стола.

До конца XIX века в русском литературном языке слово «тамадовство» в употреблении не находилось. Если обратиться к его истокам, то можно обнаружить, что впервые понятие «тамадовство» встречается в «Грузинско-русском словаре», изданном в 1887 году Давидом Чубинишвили. Не встречалось оно также ни в арабском, ни в турецком, ни в персидском языках. Лишь в 1940 году слово «тамада» появилось в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова с пометкой, что оно заимствовано из грузинского языка.

Слово «тамада» вошло в обиход грузинского народа в глубине веков и затем без перевода было перенесено в языки соседних народов. При знакомстве с ритуалом грузинского застолья основное внимание представители других народов концентрировали на человеке, ведущем его, — на тамаде.

Многие пытались понять, что лежит в основе культуры грузинского застолья. Ответ на этот чрезвычайно интересный вопрос находят в Библии, в частности, в «Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова».

Фактически все наставления Иисуса, изложенные в ней, легли в основу традиций ведения грузинского застолья. Понятно, что в Библии не упоминается слово «тамада» — в ней есть понятие «старший по пиру. В частности, в Священном Писании сказано: «Если поставили тебя старшим по пиру, не возносись; будь между другими как один из них», то есть доступным, тактичным, внимательным.

В Библии же сказано, что первое слово за столом принадлежит «старшему по пиру» и что слово это должно быть лаконичным («говори многое в немногих словах»), мудрым и глубоко осмысленным. Должен также во всем подавать пример сотрапезникам: умеренно пить, не словословить, вовремя и достойно завершить пиршество и спокойно отправиться домой. Считается, что нарушение этих правил унижает человеческое достоинство и в первую очередь того, кто руководит застольем.

Кроме того, тамада должен, умело сочетая мудрые речи, остроумные тосты, красивое пение и умеренное потребление вина, создать за столом доброжелательную, легкую и веселую обстановку, одним словом, обеспечить неповторимую гармонию человеческого общения. Как видим, тамадой может быть далеко не каждый желающий, а лишь человек умный, достойный, наделенный талантом владеть пониманием окружающих.

Многовековые традиции, культура ведения пиршества, исторически сформировавшийся культ тамады накрепко переплелись с христианской верой, нашедшей благодатную почву на грузинской земле, которая по праву считается колыбелью мирового виноделия. Обращаясь к порядку ведения застолья, остановимся на некоторых его деталях…

По древнему обычаю хозяин, пригласивший в свой дом гостей, сам должен взять на себя обязанности тамады. Если же по каким-то причинам, но обязательно уважительным, не может выполнить эту роль, то он предлагает ее одному из гостей или родственников.

Правда, лучше это сделать заранее, с тем, чтобы не попасть в затруднительное положение в случае отказа. Если же согласие получено, то избрание тамады закрепляется тостом с поздравлением и пожеланием успеха в исполнении почетных обязанностей. На большие празднества (свадьба, юбилей) тамада и его заместители (и такое бывает, когда очень много гостей и всех за один стол усадить не удается) выбираются, разумеется, с запасом времени, с тем чтобы у них была возможность подготовиться.

Ведение праздника — дело достаточно сложное и ответственное: нужно все время держать под контролем ход застолья, умело регулируя порядок за столом, мягко и осторожно пресекать любое его нарушение, следить за очередностью и содержанием тостов, не допускать многословия, перемежать тосты шуткой, к месту рассказанным анекдотом, короткой комичной историей. Наконец, тамада должен каждому уделить внимание и при этом никого, даже ненароком, не обидеть.

Великое искусство тамады — регулировать прием спиртных напитков, или как не допустить, чтобы гости быстро захмелели и нарушилось единство застолья. В то же время нельзя проявить чрезмерного усердия в ограничении потребления вина и таким образом обидеть человека. Как видим, очень многое зависит от искусства тамады, которое совершенствуется в течение многих лет.

Что касается тостов и порядка их произнесения, то здесь в основном все построено на импровизации. Но вместе с тем есть и некоторые правила. Так, первые, они же обязательные, тосты всегда несут нагрузку объединяющую. Это может быть тост-приветствие, поздравление со встречей, пожелание всеобщего благополучия, затем — тост-поздравление с празднуемым событием.

К числу главных относятся также тосты за здоровье родителей, за мир в семье, в коллективе, в общем окружении. После последних пережитых войн обязательным стал тост за мир в стране и мире. Всегда с благодарностью вспоминают своих учителей, отсутствующих друзей и всех доброжелателей. После главных тостов начинается импровизация, особенно это качается так называемых персональных тостов. В этом случае тосты за наиболее уважаемых гостей стараются предложить ближе к концу застолья, но при условии, что гости еще хорошо сохраняют форму и внимание.

Одним из последних поднимают бокал за тамаду и благодарят его за прекрасно проведенное застолье. Завершающий тост в большинстве случаев поднимают за Святых, оберегающих и защищающих каждого из участников застолья, за хозяев, которых благодарят за гостеприимство и которым желают счастья и здоровья.

Possibly Related Posts:


Запись опубликована в рубрике Тамада и музыка с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>